Авторские работы, художественные изделия из кости
Компания "Легенды Сибири" открывает новое направление – продажа авторских работ. Первым художником, доверившим свои произведения нашей организации, стала Вера Прокопьевна Обрядова.
В 2019 году в нашем магазине - Галерея сувениров "Легенды Сибири" представлены авторские работы более 10-ти художников - косторезов Тюмени и тобольска.
Заслуженный художник России Вера Прокопьевна Обрядова – одна из наиболее известных российских художников-косторезов, имя которой прочно вошло во все издания по истории российского косторезного искусства.
Её детство прошло в Тобольском детском доме. На способную девочку обратила внимание попавшая не по своей воле в Тобольск Людмила Карловна Глац, работавшая художником в детском доме. Она пригласила Веру участвовать в проводимом домом пионеров ежегодном новогоднем конкурсе детских рисунков, где рисунок девочки, выполненный цветными карандашами, занял первое место.
В 14 лет Вера Обрядова уже состояла в штате Тобольской косторезной фабрики (в то время это была обычная практика: воспитанники тобольских детских домов, имевшие способности к рисованию, определялись учениками на фабрику косторезных изделий. Таким же путем попали на фабрику известные впоследствии косторезы Г.Г. Кривошеин и М.В. Тимергазеев).
В 1954 году Вера Обрядова, как одна из наиболее способных молодых учениц, была направлена на учебу в Абрамцевскую художественную школу под Москвой, после окончания которой в 1957 году возвратилась на фабрику.
Время, в которое сложился творческий почерк Обрядовой, 1960-е годы, было переломным в истории тобольской резьбы по кости. Как известно, Тобольск – один из основных центров резьбы по кости и, так же как и другие центры (Чукотка, Якутия, Холмогоры), имеет свою неповторимую историю и свои особенности.
Одним из отличительных свойств тобольской резьбы по кости является, в частности, определяющая роль творческой индивидуальности на каждом из этапов её развития. Особенности тобольской резьбы рубежа ХIX – XX веков, например, с доминантой миниатюрной станковой скульптуры, сложились под влиянием творческой манеры П.Г. Терентьева и других мастеров первого поколения косторезов.
Работы мастеров этого поколения объединяла и общность тематики: абсолютное доминирование произведений, в которых изображались коренные жители Обского Севера. Но при всей внешней общности подхода к материалу, пластического решения, авторство легко узнаваемо, работы несут ясный отпечаток индивидуальности каждого мастера. В первую очередь это заметно по разработке каждым из них своего типажа. Персонажи работ Веры Прокопьевны – в основном дети и молодые женщины. Сюжеты работ - женщина, склонившаяся над колыбелью, встреча мамы с дочкой после разлуки, сцены охоты, добычи… Объемная моделировка, мягкие, спокойные, неторопливые ритмы создают особую, свойственную только работам этой художницы тональность – теплую, «уютную». Героев Веры Обрядовой отличают мажорность, жизнерадостность, внутренняя радость бытия.
Отличительное качество этого мастера – неустанная работа. За почти пятидесяти восьмилетнюю творческую жизнь она создала более 250 уникальных авторских произведений. Каждая работа – результат творческих поисков. Прежде чем взяться за резец, необходимо в рисунке найти общую композицию произведения, определить линейно-ритмический строй, затем еще «поиграть» объемами в предварительном слепке. Каждая работа неповторима. И эта неповторимость рождается на стадии рисунка. Главное для художницы – добиться пластической выразительности произведения. Композиционная вариативность работ очевидна.
Однофигурные работы строятся на протяженных замкнутых линиях абриса единого блока, но персонажи всегда раскрыты навстречу зрителю, вступая с ним в прямой контакт. Идея подобных композиций возникла не без влияния знакомства художницы с японской скульптурой нецке, с которой она познакомилась во время обучения в Абрамцевской школе. В подобных произведениях наиболее заметно стремление художницы подчеркнуть красоту материала, его пластичность, цвет, фактуру, которые выявляются благодаря тщательной шлифовке кости.
Вере Прокопьевне в полной мере дан дар божественного «чуть-чуть», когда незначительное на первый взгляд изменение линейного рисунка, распределение объемов и т.д., создает совершенно иную эмоциональную тональность произведения.
Каждая из созданных Верой Прокопьевной Обрядовой работ (32 из них находятся в коллекции Тюменского музея изобразительных искусств) имеет свой продуманный и виртуозно исполненный пластический сюжет. Но все её работы объединяет общее: они несут радость зрителям. По глубокому убеждению Веры Обрядовой, это и есть цель искусства.
Вера Обрядова ценит красоту материала, а она более всего видна в расчлененном полированном блоке. Художница подходит к кусочку моржового клыка или зуба кашалота как к монолиту, ощущение цельности которого она, по возможности, сохраняет и в законченной вещи.
Северные сюжеты занимают значительное место в творчестве художницы, однако Обрядова в последние годы своей работы создала и несколько композиций по мотивам сказок, в частности по сказкам знаменитого земляка – П.П. Ершова - «Конек – Горбунок». Здесь она сумела найти вариант пластической трактовки, выходящей за рамки традиционно тобольской манеры.
Начиная с 1957 года, В.Обрядова создала несколько десятков работ, которые были показаны на всесоюзных и международных выставках. Многие её произведения хранятся в крупнейших музеях страны. В 1975г. В.Обрядова принята в Союз художников СССР.
«Вера Прокопьевна Обрядова. Художественная резьба по кости.» Каталог. Тюмень, 2008г.
___
Обрядова Вера Прокопьевна.
Родилась в Тюмени 20 мая 1938 г. Училась в Абрамцевской художественной школе в Хотькове Московской области. (1954 – 1957). Дипломная работа: «девочка с кроликом». В 1957 – 1981г. – мастер Тобольской фабрики косторезных изделий. С 1981 – резчик по кости в цехе сувениров Тюменского леспромхоза при областном управлении топливной промышленности. Член союза художников с 1975г.
Её скульптуры круглящихся, мягких очертаний с мерцающей полированной поверхностью, наполнены поистине полнокровным дыханием жизни, а объем настолько активен в пространстве, что кажется, готов прорваться сквозь границы своей внешней оболочки. Обобщенность формы, отсутствие ненужных потребностей, чуждость какой-либо нервности, экспрессии, изломанности линий, делают её творчество удивительно гармоничным и созвучным мироощущению северных народов. Чем бы ни были заняты её герои: рыбной ловлей, охотой , нехитрой домашней работой, качают ли они детей в люльке, или катаются с горки – они всегда доброжелательны, спокойны и довольны жизнью.
Абсолютное большинство своих произведений Обрядова вырезает из единого блока кости. Однофигурные, и в особенности, многофигурные её композиции с плавным перетеканием одного объема в другой музыкальны почти до физического ощущения мелодии, спокойной и тихой, рассчитанной на тонкий слух.
Если же художник выполняет композицию из отдельных фигур и монтирует их на подставку, то главной характеристикой становится ритмическое начало: настолько выверено и точно чередуются объемы и паузы между ними.
Обаяние её скульптур вызывает желание взять их в руки, они удобно и легко ложатся в ладонь, какого бы размера они ни были, словно автор и рассчитывает на такой контакт с произведением. Загадка же этого обаяния всегда остается неразгаданной и никогда невозможно определить, за счет чего она достигает такого ответного движения от зрителя.
Живет и работает в г.Тюмени. Заслуженный художник Российской Федерации, 1996г.
«Художники Тюмени, Путеводитель». Тюмень, 1982г.
Подробные фотографии и стоимость авторских работ - в нашем интернет-магазине , в разделе "Авторские работы".