рога

Новые сувениры категории "Палеодизайн" - ваза "Одесса" из кости древнего бизона

Мастера компании "Легенды Сибири" изготовили необычную вазу. Основой для неё послужила кость древнего бизона, обработанная специальным составом. Необычный темно-коричневый цвет, структура кости, натолкнули мастера на идею изготовить из данного артефакта вазу. Темой была выбран город, Одесса. На материале мастер (Айтбаевая Инга) изобразил  много разных элементов, подробно рисующих нам картину этого города.

Ваза из кости бизона. рельеф
Ваза из кости бизона. рельеф

Авторские работы, художественные изделия из кости

Компания "Легенды Сибири" открывает новое направление – продажа авторских работ. Первым художником, доверившим свои произведения нашей организации, стала Вера Прокопьевна Обрядова.

В 2019 году в нашем магазине - Галерея сувениров "Легенды Сибири" представлены авторские работы более 10-ти художников - косторезов Тюмени и тобольска.  

Заслуженный художник России Вера Прокопьевна Обрядова – одна из наиболее известных российских художников-косторезов, имя которой прочно вошло во все издания по истории российского косторезного искусства.

Её детство прошло в Тобольском детском доме. На способную девочку обратила внимание попавшая не по своей воле в Тобольск Людмила Карловна Глац, работавшая художником в детском доме. Она пригласила Веру участвовать в проводимом домом пионеров ежегодном новогоднем конкурсе детских рисунков, где рисунок  девочки, выполненный цветными карандашами, занял первое место.

В 14 лет Вера Обрядова уже состояла в штате Тобольской косторезной фабрики (в то время это была обычная практика: воспитанники тобольских детских домов, имевшие способности к рисованию, определялись учениками на фабрику косторезных изделий. Таким же путем попали на фабрику известные впоследствии косторезы Г.Г. Кривошеин и М.В. Тимергазеев).
В 1954 году Вера Обрядова, как одна из наиболее способных молодых учениц,  была направлена на учебу в Абрамцевскую художественную школу под Москвой, после окончания которой в 1957 году возвратилась на фабрику.

Время, в которое сложился творческий почерк Обрядовой, 1960-е годы, было переломным в истории тобольской резьбы по кости. Как известно, Тобольск – один из основных центров резьбы по кости и, так же как и другие центры (Чукотка, Якутия, Холмогоры), имеет свою неповторимую историю и свои особенности.

Одним из отличительных свойств тобольской резьбы по кости является, в частности, определяющая роль творческой индивидуальности на каждом из этапов её развития.  Особенности тобольской резьбы рубежа ХIX – XX веков, например, с доминантой миниатюрной  станковой скульптуры, сложились под влиянием творческой манеры П.Г. Терентьева и других мастеров первого поколения косторезов.

Работы мастеров этого поколения объединяла и общность тематики: абсолютное доминирование произведений, в которых изображались коренные жители Обского Севера. Но при всей внешней общности подхода к материалу, пластического решения, авторство легко узнаваемо, работы несут ясный отпечаток индивидуальности каждого мастера. В первую очередь это заметно по разработке каждым из них своего типажа. Персонажи работ Веры Прокопьевны – в основном дети и молодые женщины. Сюжеты работ - женщина, склонившаяся над колыбелью, встреча мамы с дочкой после разлуки, сцены охоты, добычи… Объемная моделировка, мягкие, спокойные, неторопливые ритмы создают особую, свойственную только работам этой художницы тональность – теплую, «уютную». Героев Веры Обрядовой  отличают мажорность, жизнерадостность, внутренняя радость бытия.

Отличительное качество этого мастера – неустанная работа. За почти пятидесяти восьмилетнюю творческую жизнь она создала более  250 уникальных авторских произведений. Каждая работа – результат творческих поисков. Прежде чем взяться за резец, необходимо в рисунке найти общую композицию произведения, определить линейно-ритмический строй, затем еще «поиграть» объемами в предварительном слепке. Каждая работа неповторима. И эта неповторимость рождается на стадии рисунка. Главное для художницы – добиться пластической выразительности произведения. Композиционная вариативность работ очевидна.

Однофигурные работы строятся на протяженных замкнутых линиях абриса единого блока, но персонажи всегда раскрыты навстречу зрителю, вступая с ним в прямой контакт.  Идея подобных композиций возникла не без влияния знакомства художницы с японской скульптурой нецке, с которой она познакомилась во время обучения в Абрамцевской школе. В подобных произведениях наиболее заметно стремление художницы подчеркнуть красоту материала, его пластичность, цвет, фактуру, которые выявляются благодаря тщательной шлифовке кости.
Вере Прокопьевне в полной мере дан дар божественного «чуть-чуть», когда незначительное на первый взгляд изменение линейного рисунка, распределение объемов и т.д., создает совершенно иную эмоциональную тональность произведения.

Каждая из созданных Верой Прокопьевной Обрядовой  работ (32 из них находятся в коллекции Тюменского музея изобразительных искусств) имеет свой продуманный и виртуозно исполненный пластический сюжет.  Но все её работы объединяет общее: они несут радость зрителям. По глубокому убеждению Веры Обрядовой, это и есть  цель искусства.

Вера Обрядова ценит красоту материала, а она более всего видна в расчлененном полированном блоке. Художница подходит к кусочку моржового клыка  или зуба кашалота как к монолиту, ощущение цельности которого она, по возможности, сохраняет и в законченной вещи.
Северные сюжеты занимают значительное место в творчестве художницы, однако Обрядова в последние годы своей работы создала и несколько  композиций по мотивам сказок, в частности  по сказкам знаменитого земляка – П.П. Ершова  - «Конек – Горбунок». Здесь она сумела найти вариант пластической трактовки, выходящей за рамки традиционно тобольской манеры.
Начиная с 1957 года, В.Обрядова создала несколько десятков работ, которые были показаны на всесоюзных и международных выставках. Многие её произведения хранятся в крупнейших музеях страны. В 1975г. В.Обрядова принята в Союз художников СССР.

«Вера Прокопьевна Обрядова. Художественная резьба по кости.» Каталог. Тюмень, 2008г.
___

Обрядова Вера Прокопьевна.
Родилась в Тюмени 20 мая 1938 г. Училась в Абрамцевской художественной школе в Хотькове Московской области. (1954 – 1957). Дипломная работа: «девочка с кроликом». В 1957 – 1981г. – мастер Тобольской фабрики косторезных изделий. С 1981 – резчик по кости в цехе сувениров Тюменского леспромхоза при областном управлении топливной промышленности. Член союза художников с 1975г.

Её скульптуры круглящихся, мягких очертаний с мерцающей полированной поверхностью, наполнены поистине полнокровным дыханием жизни, а объем настолько активен в пространстве, что кажется, готов прорваться сквозь границы своей внешней оболочки. Обобщенность формы, отсутствие ненужных потребностей, чуждость какой-либо нервности, экспрессии, изломанности линий, делают её творчество  удивительно  гармоничным и  созвучным мироощущению северных народов. Чем бы ни были заняты её герои: рыбной ловлей,  охотой    , нехитрой домашней работой, качают ли они детей в люльке, или катаются с горки – они всегда доброжелательны, спокойны и довольны жизнью. 

Абсолютное большинство своих произведений Обрядова вырезает из единого блока кости. Однофигурные, и в особенности, многофигурные её композиции с плавным перетеканием одного объема в другой музыкальны почти до физического ощущения мелодии, спокойной и тихой, рассчитанной на тонкий слух.

Если же художник выполняет композицию из отдельных фигур и монтирует их на подставку, то главной характеристикой становится ритмическое начало: настолько выверено и точно чередуются объемы и паузы между ними.

Обаяние её скульптур вызывает желание взять их в руки, они удобно и легко ложатся в ладонь, какого бы размера они ни были, словно автор и рассчитывает на такой контакт с произведением. Загадка же этого обаяния всегда остается неразгаданной и никогда невозможно определить, за счет чего она достигает такого ответного движения от зрителя.

Живет и работает в г.Тюмени. Заслуженный художник Российской Федерации, 1996г.
                                                                

«Художники Тюмени, Путеводитель». Тюмень, 1982г.

Подробные фотографии и стоимость авторских работ - в нашем интернет-магазине , в разделе "Авторские работы".

магазин сувениров, подарков в Тюмени, купить сувенир, подарок

танец "У чума". Бивень мамонта. Год создания 1974. д.-6,7, В-9,8,  ш - 5,6.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
"Свинарка", зуб кашалота. д - 8,5, в - 9,7, ш - 5,7. год создания - 1979  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
"В тундре", бивень мамонта. Год создания 2001. 4 фигуры. В - 7,5, д - 25, ш - 7,5  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Нож "Полярная сова", бивень мамонта. Д- 23,5, ш - 3,2  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Нож "Орнаментальный" д - 20,0, ш - 3,5, бивень мамонта.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Нож "Пеликены", простая кость. Д. 18, ш - 3,3  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Перетягивание рога. Материал: бивень мамонта (подставка), рог лося (фигуры) 1976г.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Игра в шашки. Материал: зуб кашалота. 1969г.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
На севере. Материал: зуб кашалота. 1967г.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Танец с бубном. Материал: зуб кашалота. 1985г.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
С моржом. Материал: зуб кашалота, рог лося. 1995.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Проводы в интернат. Материал: рог лося. 60-е  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Шашки лесные. Материал: простая кость, тонирование. Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Бурундуки. Шашки лесные. Материал: простая кость, тонирование.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири
Белочки. Шашки лесные. Материал: простая кость, тонирование.  Магазин тюменских сибирских сувениров Легенды Сибири

Авторские, уникальные работы косторезов - на нашем сайте и в магазинах!

Мы представляем Вам авторские работы мастеров-косторезов! В нашем разделе "Авторские работы" мы будем отныне размещать авторские, уникальные работы тюменских и тобольских косторезов. Каждая из них - придумана и воплощена мастером своего дела.

Первый из лучших косторезов Тюменской области, предоставивший нам свои работы - Вера Прокопьевна Обрядова, заслуженный художник России. Созданные ею в разные годы уникальные, выставочные работы Вы теперь можете приобрести! Композиции "Свинарка", "В тундре",  "В чуме", ножи для разрезания бумаги "Полярная сова", "Орнаментальный", "Пеликены" - представлены в нашем интернет-магазине, в разделе "Авторские работы". Подробнее о творчестве Веры Обрядовой и её работах Вы можете прочитать в разделе "Авторские работы".

"В чуме", бивень  мамонта
"В тундре", бивень мамонта
Свинарка, зуб кашалота
"Полярная сова", листорез
"Пеликены", листорез
"Орнаментальный", листорез

Большерогий олень

Жестоким экспериментом матушки-природы можно считать появление гигантского, или большерогого оленя (Megaceros giganteus), который вымер всего 8 тысяч лет назад. Самый крупный подвид обитал на Урале и на юге Западной Сибири, немногочисленные особи – и на Севере.

Его рога были размахом больше 4 м. и весили в 18 раз больше черепа. Служили самцам для турнирных поединков, отрастая каждый год. Сам олень был также весьма солиден. При росте самца (в холке) 170 см. он мог иметь вес до 700 кг. (из них рога могли весить 80 кг.). С такой тяжестью на голове животному было трудно убегать от врагов, щипать траву, даже просто двигаться.